Всё началось со спидвея: к 85-летию со дня рождения легендарного Бориса Самородова

Всё началось со спидвея: к 85-летию со дня рождения легендарного Бориса Самородова

Всё началось со спидвея: к 85-летию со дня рождения легендарного Бориса Самородова
сентябрь
26
3138

Самородов-заголовок.jpgСегодня, 26 сентября 2016 года исполняется 85 лет со дня рождения Бориса Александровича Самородова — человека, имя которого в свое время было на слуху не только у всей Башкирии, не только было знакомо, без преувеличения, всем любителям спорта Советского Союза, но и любителям спидвея всего мира.

553.jpgЗвезда Бориса Самородова первой ярко засияла на спортивном небосклоне, и светила ярче и дольше остальных звезд башкирского мотоспорта; еще долго после того, как он ушел с арены и как гонщик, и как тренер. Минуло чуть больше полгода, как Борис Александрович покинул этот мир, и провожали его с самыми высокими почестями, каких не удостаивался ни один спортсмен Башкортостана.

Все дело в том, что именно плеяда, во главе которой находился Борис Самородов, принесла Башкирии такую славу и известность во всем Советском Союзе и за его пределами, какой не приносила ни оборонная промышленность и нефтепереработка – они ведь были засекречены, ни кумыс и башкирский мед.

Первые крупные победы пришли к башкирским гонщикам на главной спортивной арене страны – Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, буквально через год после того, как на этом стадионе завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и недели за две до эпохального легкоатлетического матча СССР – США.

Именно на гаревой дорожке БСА в июне 1958 года состоялись первые в СССР соревнования по спидвею. И символическим победителем самого первого заезда, и победителем первой гонки, а потом и победителем еще трех гонок, состоявшихся здесь же в июне и августе 58-го, стал уфимец Борис Самородов.

samorodov-газета.jpgРепортажи о гонках в Лужниках замелькали в киножурналах, которые демонстрировались в кинотеатрах перед художественными фильмами. По всей стране зазвучало слово Уфа, которое в середине ХХ века было знакомо далеко не всем гражданам Советского Союза, зазвучало слово Башкирия.

Не менее простых граждан были удивлены журналисты: как же так, совершенно неизвестные спортсмены из глубинки Самородов, Шайнуров, Чернов громят москвичей, среди которых только заслуженных мастеров спорта было десятка два. Появились иллюстрированные репортажи в журналах «Огонек», «Смена», «Советский Союз». Чуть позже написал свою великолепную повесть «Колесо» ленинградский писатель Андрей Битов, — и посвятил ее Борису Самородову и Габдрахману Кадырову.

Но это было потом, а в 1958 году после своего триумфа в столице Борис Самородов с гаревого мотоцикла ЭСО-500 пересел на свой кроссовый ИЖ-350 и выиграл в Куйбышеве Всесоюзную спартакиаду комсомольцев и молодежи, которая по составу участников мало чем отличалась от Всесоюзного первенства по мотокроссу.

Были у Самородова и другие успехи в мотокроссе, но если там он был одним из лучших в СССР, то в серии гаревых гонок в Москве оказался самым лучшим. А через полгода на том же самом стадионе стал чемпионом РСФСР и СССР по мотогонкам на льду в классе 350 кубических сантиметров.

samorodov-лёд.jpgЗима завершилась, и уже не на кроссовые сборы поехал Самородов, а на гаревые – впервые созданной сборной СССР по спидвею, которой в мае предстоял первый выезд за рубеж – в Чехословакию.

В Одессе лучший гаревик СССР 1958 года выиграл первую же гонку – на приз открытия сезона, в следующей был третьим за земляком и другом Николаем Черновым и ленинградцем Кадушкиным, в третьей в финале боролся за победу с Черновым, с которым весь заезд шли колесо в колесо. На входе в последний поворот Чернов упал и сломал руку, а Самородов врезался в него и сломал ногу. Ясно, что о поездке в Чехословакию пришлось забыть.

Но через пару месяцев, уже в украинском городе Ровно, в день, когда утром сняли гипс, Самородов после обеда вернулся в ту же больницу в куда худшем состоянии – с переломанным тазом: на перекрестке его сбил грузовик.

Именно тогда врачи сказали, что теперь уж ему будет не до гонок: смог бы нормально ходить. Но они не знали, с кем имеют дело. Уже в декабре Борис Самородов принимал участие в гонках на льду, правда, выйти на уровень 1958 года не смог – все еще побаивался. Но летом 1960 года он уже «летал», и завоевал свои первые «гаревые» медали – серебряные – и с первенства России, и с первенства Союза. Причем в последнем имел на финише 38 очков, как и земляки Игорь Плеханов, ставший чемпионом РСФСР и СССР, и Фарит Шайнуров, занявший третье место.

Через год вместе с Плехановым и Шайнуровым Самородов дебютировал в чемпионате мира по спидвею, еще через два года – в 1963-м – дошел до финала, в котором занял четвертое место. Всего одного очка не хватило до бронзы, а трех – до золота. Конечно, жаль, но результат Самородова уже в этот момент был уникальным. Ведь в том же 1963 году зимой он стал обладателем Кубка Международной мотоциклетной федерации, который являлся первым мировым первенством по мотогонкам на льду. И ни один гонщик в мире ни до, ни после Самородова не попадал в квартет сильнейших в мире сразу в этих двух разновидностях трековых гонок.

Но результат мог быть еще выше, ведь на лондонском «Уэмбли» при групповом падении на первом повороте, где не поймешь, кто виноват, кто прав, Самородов был признан виновником и исключен из перезаезда. А выиграл и повтор этого заезда, и титул чемпиона мира швед Ове Фундин, который в то время уже не представлял собой непреодолимой преграды для ведущих советских гонщиков. Судейское решение было явно несправедливым, сейчас в аналогичных ситуациях к рестарту допускаются все участники.

samorodov-портрет.jpgИменно этих отобранных очков и не хватило Самородову, чтобы подняться на подиум, возможно, на высшую ступеньку.

В 1964 году он снова занял четвертое место в мире на гари, и четвертое – на льду, в первом чемпионате Европы. В 1965-м стал чемпионом Европы, в 1967-м – чемпионом мира по гонкам на льду. Поскольку и Кубок ФИМ, и чемпионат Европы в те годы были высшими соревнованиями в мире по ледовому спидвею, то можно считать, что на льду Борис Самородов трижды становился лучшим в мире.

Его мотоспортивная карьера, начавшаяся в 1948 году, продолжалась ровно 40 лет. В последний раз Борис Александрович промчался по гаревой дорожке уфимского стадиона «Труд» в августе 1988 года в заездах ветеранов спидвея, посвященных 30-летию тех гонок в Лужниках, победителем которых он был. Нетрудно подсчитать, что тогда ему было почти 57 лет. Однако и через два десятка лет душа рвалась на трек. Перед финалом чемпионатом мира 2009 года по гонкам на льду, проводившемся в Уфе, «Самородов-фонд» провел акцию «За возвращение Самородова на лед». Хотя это было чистой авантюрой, ведь Борису Самородову тогда было уже 77 лет, а его друзьям-соперникам не намного меньше, посетившее ветеранов вдохновение придало им новые силы и, пожалуй, украсило жизнь не меньше, чем времена былых баталий.

Мерой оценки в спорте служат завоеванные медали. Вот лишь некоторые из достижений Бориса Самородова: чемпион мира, Европы и обладатель Кубка ФИМ в гонках на льду, 14-кратный чемпион СССР, семикратный чемпион РСФСР и трехкратный чемпион Спартакиад народов СССР, то есть практически 24 раза чемпион страны на льду, гари и в мотокроссе. А сколько раз становился призером! А сколько выиграл других гонок, в том числе, международных, сколько установил рекордов трека! Многие, кстати, остались непобитыми.

Как уже говорилось, Борис Самородов — один из немногих в мире, кто выступал в финалах мировых чемпионатов и на гари, и на льду, причем, в этих финалах входил в квартет сильнейших. Еще одно его достижение вполне могло бы быть занесено в Книгу рекордов Гиннесса: Самородов – единственный в мире гонщик, имеющий по три медали мировых чемпионатов и в спидвее, и на льду. Он дважды становился серебряным и один раз бронзовым призером чемпионата мира по спидвею в командных гонках в составе сборной СССР (1964, 1966, 1967), по разу – победителем (1967), серебряным (1973) и бронзовым (1968) призером личного чемпионата мира в гонках на льду.

А в 1962 году Борис Самородов установил еще один рекорд, завоевав пять золотых медалей и став призером всех шести внутрисоюзных чемпионатов, в которых участвовал: на льду выиграл "золото" Союза в классах 350 и 500 кубических сантиметров, и России — в классе 500 (на "350" стал бронзовым призером), на гари – "золото" личного и командного чемпионатов СССР.

samorodov-в рост.jpgОднако не только спортивными победами ценен для Башкирии заслуженный мастер спорта СССР Борис Александрович Самородов. Во многом благодаря ему в середине 90-х «ЛУКОЙЛ» взял шефство над башкирским спидвеем и возник клуб «ЛУКОЙЛ-Башкирия», просуществовавший 12 лет и принесший башкирскому спидвею немало наград. Во многом благодаря ему в 2000 году произошло возрождение в Уфе мотогонок на льду и был создан Спортивный клуб имени Г.Кадырова, впоследствии преобразованный в Центр технических видов спорта имени Г.Кадырова. Именно он был первым старшим тренером клуба и под его руководством пришли первые победы.

Но Борис Александрович понимал, что, как писал поэт, «лёд» всего лишь «младший брат сестрицы гари», поэтому самой большой его мечтой было возрождение в Уфе спидвея – гонок по гаревой дорожке, с которых и начался космический взлет советского и российского спидвея почти одновременно с полетом Юрия Гагарина. Тех самых, в которых он одержал победу на главном стадионе страны. К сожалению, он так и не увидел возвращения спидвея в Уфу.

Было бы лучшей памятью Борису Самородову и его прославленным товарищам по спорту осуществить это возвращение, которого уже 18 лет ждут тысячи уфимцев, в канун 100-летия образования Башкирии. Ведь спидвей – вид спорта, прославивший ее как ни один другой.


Ирина Горькова - по материалам пресс-службы МФР
Николай Ермоленко (ИА «Башинформ»)
Фото из исторического архива

#Гонки на гаревой дорожке / Спидвей

Нет комментариев.
Будьте первым!

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ

ПАРТНЕРЫ И СПОНСОРЫ